Pathologiс: Мир –» Мифология

«...Следы сверхъестественных сил обнаруживают себя чаще, чем хотелось бы людям разумным и просвещенным. Из доисторических времен выползают химеры, которым поклонялись наши предки много столетий назад. С низких небес роняют на нас хлопья пепла режиссеры нашей судьбы.

...Они скрываются под нами, над нами и среди нас до тех пор, пока мы не устремим взгляд прямо в их лукавые очи. И тогда они, обнаруженные, на мгновение обретают плоть и погибают, но в предсмертных конвульсиях рвут окружающий мир, который по праву считают своей игрушкой...»

 

Мифологический словарь

 

Аврокс (также Бос Примигениус; Подобный Бык).
Древний степной тур. Авроксами их называли торговцы прошлых столетий

Баур-мегес

«Сказание о дочерях», священная книга Уклада. Содержит в виде легенд космологию степняков, а также историю людей Степи. Считается ненаписанной, и практически все его отрывки, которые известны, записаны слышавшими их по памяти.

Бодхо, Мать Бодхо
В мифологии степняков земное божество, милосердное и дарящее жизнь.

Бос Турох
(мифолог.) Великий Бык, бывший до начала мира. Верховное тауроморфное божество в мифологии степняков, вселенский бык, тело которого есть мир.

Гнилое поле
Область к востоку от города.

Двоедушники
Детское сообщество во главе с Ноткиным. У каждого его представителя есть свой неразлучный зверек — кот, пес, ворон или уж. Вторая душа, звериная.

Костры

Расположены по периметру города.
1) Уклад полагает, что костры отпугивали зверей и злых духов, исторгаемых степью.
2) В условиях эпидемии, если она развивается на открытом пространстве, сигнальные костры нужно зажигать по регламенту. Костры предупреждают тех, кто захочет войти в город, не зная об эпидемии. Костры зажигают представители властей, нарушение этого строго карается.

Кровный
Обычное обращение степняка к равному.

Круг Суок
«глоток крови», как его еще называют. Место культа Уклада. Арена, где проводятся кулачные бои. Бой ведется голыми руками, без оружия до смерти одного из бойцов. Считается, что чем больше крови прольется на землю — тем лучше ты послужишь Суок. «Так землю кормят кровью, она кормит нас. Это древний обычай» — говорят в Укладе.

Круги длинных тавро
Что-то вроде алфавита. Знаки, которыми метили быков. У каждого тавро много значений. Каждый знак — это песня, целая магическая история в линиях. Тайнопись эту знает Уклад.

Линии
Геометрическое воплощение причинно-следственных связей мира в мифологии степняков.

Менху
Знающий линии. Представители нескольких родов облеченные властью и уважением. Считается, что обладают сверхъестественными способностями к ясновидению, мистическому врачеванию. Традиционно выполняют заглавную роль в ритуалах степняков. Менху — человек, имеющий родовое право на разрезание живых тел. Умеет готовить целительные снадобья, обрабатывая кровь твириновыми настоями. Бос Примигениус подарил одному из первых менху костяной рог, подтвердающий его право. Вскрытие тела любым, кто не является потомственным менху, воспринимается как омерзительное кощунство.

Мертвая каша

Сочетание органического материала с твириновой настойкой. Возможно, выполняет функцию примитивного антибиотика.

Мясник

представитель Уклада, рабочий Боен. Только мясник умеет разрушать целое бычьей туши (сравните с менху, умеющим разрезать как тушу быка, так и тело человека). У мясников есть свой Настоятель, который фактически имеет власть вождя и коменданта Термитника Настоятелями мясников являются Тычики, последний из которых «укрывал своей заботой всех, кто живет в Термитнике». После смерти Тычика власть перешла к его дочери Тае Тычик по прозванию Мать Настоятельница.

Одонг
(искаж. одонхе, «тот, кто держит Его рога») Профессия. Это скотоводы, а именно те, кто приводил быков из Степи, без особого навыка и знания ритуала сделать это было не так-то просто.

Ойнон
Уважительное обращение степняка к мудрому, старшему, ищущему знания.

Орех
Эти плоды чрезвычайно любимы детьми. Взрослые использовали их для поощрения. Затем орех стал чем-то вроде детской денежной единицы. Существует игра в «орешки». Орех метят, дают ему имя — и пускают по разным мытарствам Каждый орех — это целая история, летопись приключений. Вместе со своим хозяином орех тонул в воде, горел в огне, лежал под поездом, грабил Песиголовцев, сырел в подвале, бывал в Бойнях. Чем больше он выдюжит — тем больше ему чести. От этого его стоимость повышается. Съесть такой орех — это все равно, что съесть своего котенка или коллекцию марок. (см. также «Двоедушники») С началом эпидемии орехи снова стали есть.

Проект Быков
Весь промышленный комплекс Города — начиная с Боен и заканчивая товарной станцией.

Пустырь Костного Столба
Место в городе, где из земли торчит очень острая кость. Говорят, что она не растет изнутри, а является обломком. Суок увязла в этом месте ногой, а когда выдергивала — отломала. Считается, что с тех пор у каждой шабнак вместо ступней — острые косточки.

Рог Бос Примигениуса

Кость. Символ, подтверждающий старшинство в роду менху. Обладатель его исполняет ритуал и хранит знание Долгого таглура.

Сугаг-Хадуг
Источник в степи, вода из которого ядовита и отнимает у людей разум.

Суок
В мифологии степняков предначальное злое божество, стремящееся пожрать все сущее и вообще несущее пагубные изменения.

Таглур
Термин степняков. Наиболее подходящее его толкование — некое сообщество людей, объединенных общей целью, Предназначением.

Термитник
Гигантская ночлежка, в которой обитает Уклад — рабочие, принадлежащие Проекту Быков.

Тэхе
"Сгусток между теплом и холодом. Как душа, только меньше, и она умеет говорить. Она вылетает из больного или спящего человека и повисает между теплом земли и холодом неба, чтобы духи могли шептать ей на ухо и спрашивать у нее отчета о жизни человека."

Удэй

Инструмент менху. Несмотря на то, что удэй означает «рог» на языке Степи, может иметь весьма разную форму и вид. Чаще всего, впрочем, это небольшой, слегка изогнутый, тщательно отполированный нож из рога аврокса.

Удург

В мифологии степняков этот образ значит буквально «Тело,вместившее в себя мир».

Уклад

Рабочие, принадлежащие Проекту Быков. Социум «Детей Бодхо», степняков, которые работают на Бойнях. Из своей плоти и крови, равно как и из бычьих шкур и костей они вот уже несколько поколений строят этот город. Восемнадцать сотен их трудится в Бойнях. Еще одиннадцать сотен — одонги, они водят быков из Степи. Двадцать четыре сотни выделывают на Заводах туши. Многие растворились среди горожан.

Утробный

Обращение степняка к младшему.

Черви
Пастухи и бродяги, полулюди, отверженные Уклада, собиратели трав и корней. Слово происходит от «черви в теле Бодхо», оскорбительным не является.

Шабнак-адыр
Демон Степи, в мифологии степняков — порождение Суок, враждебное людям.
Один из мифов Баур-мегес, ассимилированный простыми городскими жителями.
1)Что-то вроде голема, который время от времени выплевывает из себя Земля, чтобы наказывать непокорных. Он имеет форму молодой женщины, но слеплен из влажной глины и костей умерших. У каждой шабнак вместо ступней — острые косточки.
2)Это злой дух, который надел на свои кости плоть женщины. Можно узнать шабнака по характерному признаку — у него вытянуты руки, все пальцы ног одинаковой длины, а из-под кожи по всему телу то здесь, то там выступают зубы.
3) Посланец с того света.

Мифология

Вода (мифы и факты)

Вода (как кровь и вообще жидкость) — это источник жизни, знания и связи между собой всего сущего, но также может быть носителем зла (источник Сугаг Хадуг).

«Все соками степными живем. И твирь-трава из степи свои соки тянет, и солнце из твирь-травы свои соки пьет, и бык свое берет-отдает — и человек, червь грешный, за своими надобностями землю высасывает. Жидкость телес — дар и ключ к пониманию всего!»

Через Город протекают реки Горхон, Жилка и Глотка.Однако пить воду из реки считается дозволительным только животным. Люди набирают родниковую воду из скрытых источников. Источники считаются даром Степи. Местные предания уверяют что добыть воду самим людям не удастся. «Кровь земли прячется от людей» — это строка из местного мифа. Действительно. Мы прокопали вглубь уже метров сто — но влаги не нашли. Удивительно, правда?"

В городе и в близлежащей степи есть несколько ключей. Источники разные, в каждом своя вода. Одна — сытная, другая — радостная, третья — злая.Три из них — в городе. У всех есть красивые языческие названия на местном наречии. Это:

1)Каменный источник Собора. Источник Каменного двора раньше назывался Голгур. Слово с непонятной этимологией. Кажется, что-то вроде «гладкий глоток».
2) Источник — колодец на Шнурочной Площади назывался Тыпхе — что значит просто «колодец»
3) источник Сугаг Хадуг на стыке Степи и Гнилого поля. Некогда его вода считалась священной, но старожилы остерегаются ее пить из-за близости источника к полям захоронений. «Воду из Сугага пить не можно, профессор. Как тебе кто глоток воды даст, ты его, голубчика за горло бери и спрашивай — не из Сугага ли водицу брал? А сознается — вылей ему это воду в пасть, чтобы не травил честных людей. Через эту вода зло идет. Не язва, нет... Зло.» Источник был разрушен при постройке Проекта Быков.

Тело в воззрениях Уклада.

«Тело священно. Голое тело — самое чистое подобие мира. Раньше любой следил за собой, как за храмом. Незадолго до домината Сабуровых из нашего сообщества (Уклада)изгоняли уродов и калек. Так требовал Уклад. Их пожирала Степь. Земля исправляла свои ошибки. Местные верили, что если Степь не вернет урода в свою утробу, он вылезет наружу в виде злого духа — мерзости, мары или шабнак-адыр. Вот так оно все и получается. Поэтому тут не жаловали калек.»

Вскрытие тела любым, кто не является потомственным менху, воспринимается Укладом как омерзительное кощунство. В их глазах это хуже инцеста.

В Термитнике Уклад кутается так, что трудно разобрать в этом куле тряпья человеческие черты. Они скрывают свое тело, чтобы его не испортили злые силы.

Только Травяные Невесты имеют право обнажать свое священное тело, потому что знают Танец, который вызывает из Земли траву.

Травяная Невеста (также Невеста травника; Твириновая Невеста)

Травяные Невесты знают Танец, который вызывает из Земли траву. «Я знаю танец. Когда я танцую, я есть. Я дарю свою влагу Земле, выманивая из нее твирь. Но потом, когда твирь цветет, меня не пьянит ее аромат.»

«Еще вчера я была девочкой. А теперь я танцую с землей, пою траве, вызываю савьюр своим шепотом»

Травяные Невесты ухаживают за травами и, вроде бы, способствуют хорошему урожаю

Дар вызывать траву из земли возможно передаётся по наследству; «Я хотела родить дочь через девять лет, чтобы она приняла мое тепло и стала новой Невестой. А до тех пор звать траву из нутра Суок могу только я.»

Травяными Невестами торгуют, их дают взаймы — это считается нормальным. Они приносят доход своим одонхе. «Моя дочь — Невеста, умеет вызывать из Земли траву. Хорошо умеет — посмотри, какое было лето! Я продал свою дочь за хорошую цену, продал в жены вот этому Собирателю.»

Некоторые Травяные Невесты танцуют в кабаке Стаматина вместо того, чтобы служить Земле. Они услаждают пришлых и предаются порокам.


Вот о Термитнике:

Цитата:
Там такие люди. Они не злые, но могут причинить много вреда. Они считают, например, что съесть человека — хорошо. Или еще — если живого закопают в землю, считается, что ему подарок или большая честь. Или еще что-нибудь сделают с тобой... ужасное.


Из истории Города:

Цитата:
Город строился постепенно. Город рос по мере того, как богатели управляющие проектом Быков. Постепенно из города зверей вырос город людей. Город зверей — там такие первобытные порядки. В общем-то, ритм жизни там задают не люди, а быки. Да и те, кто работает с этими быками, по уровню развития немногим от них отличаются.
Город зверей питал человеческий город, ничего не требую взамен. Так вот и получились Кварталы... Люди в человеческом городе о быках вообще не думали. Занимались строительством, торговлей и ремеслами. Даже запах почему-то тут не чувствуется.
Бойни не выпускают запах смерти за свои пределы. Тот запах, что чувствуется в Земле, исходит исключительно от заводов. Да и то... В общем, это одна из многочисленных странностей этого места.
Правители города предпочитали вкладывать заработанные деньги в среду обитания. Они чувствовали себя правителями мира. Им так казалось, потому что самодостаточный город стал моделью вселенной. Видите — он затерян в пустоте нашей степи. И он выкормлен древними традициями нашего дикого народа.


О культуре погребения

Цитата:
Культура погребений у нас находится на самом примитивном уровне... Покойный смотритель кладбища был из местных. Он всячески потакал обычаям безграмотных скотоводов. Мертвых до сих пор хоронят небрежно.
Они не всегда предают тела земле. Землю местные народы считают своей праматерью. Закапывать свое тело в землю — удел немногих, это уж как повезет. Кого-то закапывают глубоко, а кого-то совсем неглубоко, близко к поверхности.
Уклад не показывает, как они распоряжаются своими мертвыми. В Термитнике выкопано много нор — они волокут мертвого вглубь, а спустя сутки наружу вытаскивают небольшой кожаный сверток и отдают покойному почести.

Дата последнего изменения: 17.09.2011 в 20:29